29 марта 2023 г. в г. Канске прошла конференция для педагогических работников общего, дополнительного и профессионального образования восточного округа Красноярского края.
В рамках конференции состоялось предъявление и обсуждение управленческих, методических и педагогических практик, направленных на реализацию федеральных и региональных проектов в рамках национального проекта «Образование» по направлениям федерального проекта «Школа Минпросвещения». Со своими тезисами по практике "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах" на конференции от нашей школы выступила Иванова Людмила Евгеньевна, учитель начальных классов.
Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе очень важно уметь работать с информацией. А это прежде всего умение осмысленно, качественно читать. Главная задача школы – научить школьников ориентироваться в потоке информации, уметь отделять нужную информацию от ненужной, уметь пользоваться выбранной информацией и применять ее на практике. Такая работа способствует достижению предметных результатов, овладению универсальными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями.Что и было отражено в тезисах.
Секция « Знание: качество и объективность»
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах /Тасеевский район
Автор: Иванова Людмила Евгеньевна, МБОУ «Троицкая СОШ № 8», учитель начальных классов
Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе очень важно уметь работать с информацией. А это прежде всего умение осмысленно, качественно читать. Главная задача школы – научить школьников ориентироваться в потоке информации, уметь отделять нужную информацию от ненужной, уметь пользоваться выбранной информацией и применять ее на практике. В настоящий момент, в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО, решающим и главным показателем успешности обучающихся является осмысленность прочитанного материала. Это основной показатель высокого уровня читательской грамотности. Именно на уроках литературного чтения в начальных классах закладывается основа умений работать с текстом. У обучающихся младших классов возникает много трудностей при выполнении заданий, связанных с пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, нахождением в тексте ответов на «скрытые» вопросы. В связи с вышесказанным актуальность проблемы состоит в повышении уровня читательской грамотности у обучающихся начальной школы.
Цель: формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов чрез систему учебных заданий, приемов.
Задачи:
1.Формировать умение осознанного, беглого, выразительного чтения.
2.Использовать коммуникативно-деятельностный и творческий подход по формированию читательских умений.
3.Обучать детей находить нужную информацию в тексте, давать собственную оценку прочитанному.
4.Обучать работать с разными источниками информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные носители).
5.Способствовать развитию потребности в чтении (самостоятельном, инициативном).
В ходе реализации практики «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах» применяю систему учебных заданий, приемов, на основе творческих деятельностных приемов обучения, которые помогают повысить читательскую грамотность обучающихся. В 1 классе упор делаю на выбор заданий, направленных на формирование навыка чтения, на понимание смысла прочитанного текста, на умение ориентироваться в тексте. На этом этапе эффективны приемы: восполнение пропусков букв, чтение строчек наоборот, поиск в тексте слов. Это задания тексты-тренажеры, задания на проверку общего понимания содержания текста, последовательности смысловых частей, осмысления общей структуры текста. Во 2 классе учу детей работать с текстом: пересказывать, выделять опорные слова, составлять план, давать характеристику героям, поступкам, подбор синонимов и антонимов, каждый ребенок ведет читательский дневник, работа с дневником активизирует читательскую и творческую деятельность детей. На этом этапе большее внимание уделяю заданиям на умение извлечь информацию, содержащуюся в неявном виде. В 3-4 классах основная цель: научить детей находить нужную информацию в тексте, выделять главную мысль, давать собственную оценку прочитанному, уметь формулировать выводы на основе обобщения частей текста, устанавливать скрытые связи между событиями, обнаруживать противоречия в одном или нескольких текстах, сравнивать тексты, прогнозировать содержание, составлять вопросы к прочитанному тексту. Это прием «Тонкие и толстые вопросы», составление кроссвордов, кластеров, синквейна – это веселая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и точность суждений.
Работая над любым литературным произведениям, применяю технологию продуктивного чтения. Работу провожу в три этапа. 1 этап - работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование событий). 2 этап – работа с текстом во время чтения (самостоятельное чтение, перечитывание, выразительное чтение, вопросы на опережение). 3 этап - работа с текстом после чтения (работа с заданиями учебника, с заглавием, иллюстрациями, задания на локализацию информации, задания с развернутым ответом, задания с множественным выбором ответов, задания на выбор правильного ответа, задания требующие выборочного чтения, задания на понимание коммуникативной направленности текста, задания на обобщение материала, творческие задания).
Такая работа способствует пониманию прочитанного текста, умению делать выводы, проведению более полного анализа текста, выявлению и характеристике существенных признаков явлений, объектов, обучающиеся учатся формулировать гипотезы и предположения, осваивают алгоритм работы с текстом. Такая работа способствует достижению предметных результатов, овладению универсальными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями.
Сочетание рассмотренных приемов и использование их в системе позволяет более эффективно построить работу на уроках по формированию читательской грамотности обучающихся.
Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик "читает", в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира.
(Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»)